Все сначала или размышления занзибарского дзюдоиста
Как уехать на тропический остров, остаться на нем и заниматься своим любимым делом (в нашем случае – карате)? И вообще, стоит ли к этому стремиться? Прожив на таком острове почти два года, я все еще не знаю ответов на эти вопросы. Но, есть на Занзибаре настоящий японский сэнсэй, который давно нашел свои ответы. Мы все у него выясним, но для начала, вот небольшой рассказ о настоящем занзибарском дзюдо, плюс некоторые мысли, возникающие у белого в результате попыток влиться в черное дзюдоистское движение.
Сэнсэй Шимаока живет на Занзибаре уже 26 лет. За это время ему удалось создать сильную школу дзюдо на острове и в соседней Танзании. Сэнсэя знают и уважают, он абсолютно самостоятелен и независим. Среди местных сейчас уже нет особого ажиотажа вокруг дзюдо. Все поняли, что это тяжелый труд, не гарантирующий легкой жизни и получения различных бонусов в виде финансовой помощи и тому подобного, к чему надо сказать африканцы очень привыкли.
Тем не менее, на главных островах архипелага Занзибар (Унгужда и Пэмба) построено по Будокану, действует в общей сложности 5 – 6 клубов дзюдо, регулярно выставляющих своих спортсменов на соревнования. Среди занимающихся много полицейских, лучшие инструктора регулярно проходят стажировки в Японии.
Прошлым летом Занзибар посетил японский принц с супругой, естественно гвоздем его культурной программы было посещение показательных выступлений по дзюдо.
Танзания неоднократно участвовала в Чемпионатах мира по дзюдо (об этом подробнее в следующем материале).
В общем, все это просто фантастический результат! Постороннему очень трудно оценить занзибарскую реальность. Занимающихся дзюдо могло бы быть и больше, но для многих доехать на маршрутке до ближайшего зала и вернуться домой – это непозволительная роскошь. Для большинства 600 шилингов (примерно 35 центов) – это дорого! Тренироваться надо минимум раза три в неделю, плюс надо будет больше есть и пить, плюс дзюдоги, которое к тому же желательно стирать и т.д. Так здесь считают деньги.
Теперь о тренировках
Тренировки очень простые, однообразные и тяжелые. Почти всегда одна и та же разминка, разнообразие упражнений очень небольшое.
Почти всегда 4-5 схваток в партере по 5 минут грязного времени, потом сразу отработка учи-коми (подворотов) и бросков. Главное – скорость! Очень тяжело.
Потом 4-5 схваток в стойке по 5 минут грязного. Просто смертельно…
Потом канат… ну, раза два-три…
И всегда одна и та же традиционная суставная заминка, плюс пара слов от сэнсэя (или сэмпая, т.к. сэнсэй присутствует не каждый раз), и на следующий день в 17.30 все сначала. В 17.30 еще очень жарко…
Но новичкам, кажется еще тяжелее… Под руководством кого-то из старших учеников, после общей разминки, они просто падают и встают, падают и встают, падают и встают, отрабатывая укеми (страховки) в течении следующих 90 минут. Остаются и идут дальше немногие.
Переступая порог чужого профессионального зала в ветеранском возрасте, да еще в чужой стране, да еще когда чувствуешь себя настоящей белой вороной, очень интересно снова открывать для себя старые, давно известные истины. Уж больно настойчиво и ясно они звучат.
О технике
Техника дзюдо отличается от техники самбо своей большей утонченностью, что ли. Тут все очень тонко рассчитано и выверено, куда и как тянуть, куда повернуть в голову, в какой момент подворачиваться и т.д. Координация очень сложная и нормативные требования по тому, как именно нужно делать тот или иной прием, очень строгие. В целом, самбо кажется борьбой более силовой, хотя спорить по этому поводу можно бесконечно. Немаловажно и то, что дзюдоистское доги вытягивается из-за пояса, а самбовка нет. Интересно, что исправляя некоторые нюансы техники, сэнсэй Шимаока говорит: "Делай так, так у тебя будет больше энергии".
Ну, почти айкидо.
С введением новых правил дзюдо превратилось в какой-то совсем рафинированный вид борьбы, но от этого, кажется, не перестало быть дзюдо.
Об уровне
В СССР звание мастера спорта по дзюдо приравняли к черному поясу – первому дану. Оставляю за рамками статьи обсуждение справедливости такого решения но, по-моему мнению, черные пояса в занзибарском дзюдо в целом соответствуют уровню наших мастеров спорта. Делаю такой вывод на основе своих ощущений от борьбы с мастерами в России и на Занзибаре.
О реальности
Здесь, наверняка, нет смысла повторяться (об этом на любом бойцовском сайте можно почитать много), просто еще раз упомяну, что без борцовского опыта едва ли можно говорить о серьезной подготовке к некоторой условной драке. Ну и развивает борьба физически так, как ничто другое в мире!
Эти банальные мысли возникают в голове с совершенно новой силой, когда попадаешь в борцовский зала лет эдак в 40…
Дзюдо, карате, йога или о здоровье в целом
Тут тоже все просто и понятно. Моя ветеранская практика дзюдо на Занзибаре лишний раз убедила меня в том, что какие бы усилия вы не прикладывали, чтобы оставаться в форме, включая йогу и другие модные сейчас "внутренние" практики, оказавшись в команде с молодыми спортсменами, все равно придется умирать.
А с другой стороны, насмотревшись на больные колени, спины и т.д. лишний раз убеждаешься, что все эти "внутренние" практики, включая йогу, имеют смысл.
P.S. Этим небольшим материалом я предваряю большое и, на мой взгляд, очень интересное интервью с совершенно уникальным человеком, моряком и революционером, поклонником Хо Ши Мина и Че Гевары, мусульманином по вероисповеданию – японским сэнсеем Тсуеси Шимаокой. Надеюсь скоро…