Немного о сюгэндо или пока не кончилось лето...
Лето - традиционная пора тренировочных лагерей. Многие весь год живут ожиданием подобных выездов и тренировок на природе. Но, наверное, не все задумывались над тем что наша каратистская традиция летних выездов имеет два источника. С одной стороны - это опыт еще советской спортивной школы, а с другой - некий отголосок японского сюгэндо.
На Занзибаре "зима" подходит к концу, мое сюгэндо слегка затянулось, вот я и решил немного систематизировать свое понимание значения и смысла тренировочных лагерей вообще и моего "сюгендо" в Африке в частности.
Именно сейчас, когда вы, может быть, стоите в пробке, толкаетесь в метро, уже тренируетесь или только собираетесь на тренировку, именно в это время (разница между Танзанией и Москвой всего полтора часа) воины племени Масаев пасут скот, женщины следят за очагом и детьми, старики рассказывают поучительные истории молодым...
Возможно, именно сейчас охотники племени Хадза идут в далекий поход по саванне в поисках молочайных растений, чтобы заготовить яд для наконечников стрел...
А на туристическом Занзибаре, возможно, именно сейчас, в дорогой отель приглашен колдун из ближайшей деревни чтобы выяснить, кто же все-таки украл у туристов деньги.
Вход в параллельный мир для нас (людей из "цивилизованного общества") находится не в книгах Роджера Желязны и не в "Битве экстрасенсов", а там, где человек остается наедине с самим собой и окружающей его природой. Это становится абсолютно понятно, стоит только понаблюдать за простой, но далеко нелегкой жизнью традиционных племен.
Тренировки и сборы на природе (для тех, кто понимает) - это не просто часть спортивной подготовки, это шанс увидеть что-то, находящееся за пределами конкретных достижений, медалей и т.д.
Именно поэтому не только Мас Ояма, но и другие мастера использовали подобную практику. Сейчас везде где только есть водопад или море, каратисты толпой забегают в воду, чтобы сделать пару эффектных снимков. На самом деле эта традиция является отражением практики "мисоги", пришедший в боевые искусства из Сюгэндо.
На фото Гоген Ямагучи и Масутацу Ояма практикуют у водопада.
Сюгэндо - "японское горное отшельничество", "путь упражнений и испытаний" или в другом переводе "путь обретения чудотворных способностей".
Мияки Хитоси определяет сюгэндо так: "Суть этой традиции - магико-религиозные действия, которые совершаются в ответ на запросы людей в местных общинах так называемые сюгендзя - люди достигшие сверхъестественных духовных сил через освоение различных аскетических практик, в основном в горах" (Miyake Hitoshi. Religious rituals in Shugendo: A summary // Japanese Journal of Religious Studies 16/2-3 (1989). Р. 101).
Этот же исследователь отмечает, что в VIII веке и позднее «народная религия» Японии (в отличие от «государственной») была немыслима без сюгэндо.
Упрощая, практики сюгендо можно разделить на три основные части:
- практики внешнего и внутреннего очищения, включающие в себя различные виды омовения (в том числе под водопадом), посты (например, полное голодание) и другие аскезы;
- практики почитания, созерцания Божеств, включая принятие Божества "в себя";
- изучение сакральных текстов.
Современному человеку подобные вещи могут показаться сказками, дикостью и т.д. Но стоит вам оказаться наедине с природой, на сборах, переживая серьезные нагрузки и испытания, как "духи прошлого" могут дать знать о себе...
Если этого не происходит, возможно, вы просто недостаточно чувствительны и слишком долго не видели ничего кроме зала, работы и города...
Возможно, в этом случае лучше всего начать с практик очищения, например диеты или голодания. Конечно, такой вариант не подходит для активно нагружающихся спортсменов, но вот для людей постарше, он может оказаться полезным.
Наблюдение за теми масаями, которые ведут традиционный образ жизни, беседы с антропологами, воспоминания о наших "кшатрийских" приключениях в вегетарианской Индии - снова вернули меня к мысли о необходимости добавлять в свое "каратэ для счастья" помимо "грубого" компонента более тонкие составляющие практики.
"Диета воина" - один из таких компонентов. Но, такая диета может быть очень разной в зависимости от того, какие конкретные цели вы ставите перед собой в данный отрезок времени.
Масаев принято называть воинами. Дело в том, что это племя скотоводов, кочующих по просторам Танзании и Кении со своими стадами. Кочевники всегда и везде вынуждены были воевать за территории, скот и прочее. Кроме того, масаи верят, что по воле Создателя весь скот на Земле принадлежит им, поэтому они часто воруют скот у других племен или таких же масаев.
Соответственно, до сих пор возникают кровопролитные стычки с применением традиционных видов оружия. У масаев это: копье и (или) палка, дубинка, нож.
>В Танзании действует мудрый закон, серьезно осложняющий свободное обращение огнестрельного оружия. Сделано это было специально, чтобы традиционные племена не перебили друг-друга.
Итак, Масаи - одно из немногих традиционных обществ нашей планеты, сохраняющих некоторую живую воинскую традицию. Какова же их диета? Масаи - убежденные мясоеды. Более того, можно сказать, что кроме мяса они ничего не едят. Конечно, существуют какие-то травы, приправы, специи, но не более того. Масаи пьют больше молока чем воды, едят по-большому счету, один раз в день...
По особым случаям - во время каких-то ритуалов, во время длительных переходов или во время болезни масаи пьют особый напиток из крови и молока.
Естественно, источником их жизни является крупный рогатый скот. Казалось бы, можно радоваться, ведь их опыт целиком на стороне тех, кто пропагандирует мясоедение. Но, нам даже трудно себе представить, насколько их рацион аскетичен и однообразен по сравнению с рационом современных сторонников палео-диеты. При этом, масаи, ведущие традиционный образ жизни, совершают длительные переходы, а иногда и настоящие марафоны под палящим солнцем и выглядят весьма атлетично.
Охотники Хадза - другое живое традиционное общество Танзании. Это может показаться странным но Хадза мясоеды в меньшей степени, чем Масаи. Их питание носит ярко выраженный сезонный характер. На охоту ходят мужчины, а женщины занимаются собирательством. Соответственно, их рацион сильно зависит от времени года. Кроме того, Хадза до сих пор охотятся с луком и стрелами, а это непростое дело.
Как ни пытался я выяснить у гостивших у нас антропологов, каковы могли бы быть источники идеи о необходимости вегетарианства, нам не удалось найти что-то похожее в традиционных культурах Танзании. Здесь возможны только различные временные посты и другие аскезы, как условие очищения и подготовки к каким-то новым этапам в жизни.
Кстати, до сих пор, если вы хотите "подружиться" c представителями традиционных племен и немного пожить в их деревне или совсем рядом, лучшими подарками будут мешок сахара и мешок гвоздей (гвозди будут использованы, например, для изготовления наконечников стрел).
Традиционные общества не использовали сахар и соль. Вместе с продуктами, пришедшими от "цивилизованных" людей приходят и их болезни, например, ожирение со всеми вытекающими от сюда последствиями.
Такое, немного поверхностное исследование, особенностей питания в традиционных племенах Танзании, вернуло меня к идеи, высказанной в "Дао-дэ-цзин": "Когда в поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появится и безобразное. Когда все узнают, что добро является добром, появится и зло..."
Применительно к нашей теме о питании, становится понятно, что нормы вегетарианства могли появиться только в высокоразвитых цивилизациях, т.е. там, где люди уже потеряли изначальную целостность и естественность, где уже узнали, что является прекрасным, а что безобразным.
В этом смысле воины-скотоводы Масаи и охотники Хадза максимально далеки от подобного рода идей и одновременно гораздо ближе к природе и естественности, чем представители "цивилизованного" общества, пусть некоторые из них и являются вегетарианцами.
Перенесемся ненадолго на Дальний Восток. Практика йоги подразумевает жесткое соблюдение вегетарианской диеты, а влияние йоги на боевые искусства Востока трудно переоценить. Монахи-воины Шаолиня были вегетарианцами.
Современная экспансия йоги на Запад началась, во многом, с Кришнамачарьи и его наиболее известных учеников. Кстати, есть мнение, что в своей системе хатха-йоги Кришамачарья использовал элементы гимнастики, характерные для подготовки индийских борцов.
Индра Дэви (Евгения Петерсон-Лабунская) была ученицей гуруджи, а позже стала известнейшим учителем йоги на Западе. Вот что она писала, о начале своего обучения у Кришнамачарьи:
"Мне пришлось подчиниться суровой дисциплине и придерживаться строжайшей диеты: не есть "мертвых" продуктов, и среди них не только мяса, но и белого сахара, муки, риса, консервов. Исключались даже те овощи, которые растут в земле - картофель, лук, морковь. В пищу можно было употреблять только то, что воспринимало солнечные лучи..."
Кажется, основная идея подобных ограничений очень проста и понятна. Если Вы хотите повысить свою чувствительность, необходимо пройти этап очищения и избавления от всего "грубого и тяжелого". Действительно, зачем "ленивому" огранизму концентрироваться на "тонких" ощущениях, когда кругом вдоволь мяса и прочих излишеств. Тут легко провести аналогию с тестостероном. Если спортсмен принимает тестостерон (в качестве анаболика), то через некоторое время собственный гормон перестает вырабатываться. Ну зачем организму напрягаться, все необходимое и так приходит извне.
На подобных рассуждениях (но и не только на них) основывала свою Систему Естественного Оздоровления Галина Шаталова.
Еще более коротко и наглядно эти идеи выражены в оптимистичной картинке, недавно найденной мною в сети...
О том же самом говорит следующая пропаганда... Трудно сказать, правдива эта история или нет.
Можно только попытаться проверить ее на собственном опыте.
Находясь в Африке, где множество фруктов и избыток солнца, грех не попробовать такой вариант.
Кстати, Макс Дедик в недавнем отчете о Кшатре в Крыму рассказывал о наблюдении за восходом солнца. О подобной практике я впервые услышал от нашего бессменного хозяина и проводника в Гималаях Раны. Он рассказывал о собственном опыте такой практики. Я абсолютно доверяю его словам, но уверен, что эффект вряд ли будет значительным, если параллельно не заниматься "мисоги" - очищением...
Вот такое получается сюгэндо.
Итак, желая добавить в "каратэ для счастья" немного " тонких" практик, объявляю о начале эксперимента "Фруктовый воин", продолжительностью один месяц.
Подробности расскажу, а пока несколько выводов из моих африканских наблюдений и прочих размышлений о диете и не только о ней:
- тренировки на природе - это всегда больше, чем просто тренировки, это понятное и близкое нам "сюгэндо" (нужно только, чтобы природа была ПРИРОДОЙ);
- бесконечные споры о том, мясоед Homo Sapiens или вегетарианий, лишены реального основания, Творцом в человеке заложена свобода выбора;
- если мы хотим от тренировок чего-то большего, то и делать нужно, видимо, что-то такое, чего мы еще не делали...
P.S. Некоторое представление о возможности погружения в океан африканских энергий может дать небольшой видео-отчет о нашем путешествии по землям Масаев к берегам озера Натрон (каратэ правда тут нет, но есть немного йоги).
Подробнее о наших приключениях в Африке можно прочитать в нашем журнале.