Немного о смысле ката группы Пинан (Хэйан)
На superkarate.ru неоднократно рассказывалось о значении и нюансах исполнения ката Санчин в карате. Действительно, в "старом" Наха-тэ обучение начиналось с Санчин, а в Сюри-тэ с Нэйфанчин (Текки). Тем не менее сейчас, в современных стилях: Сетокан, Сито-рю, Вадо-рю, Кекусинкай и во многих окинавских школах изучение ката группы Пинан предшествует изучению Нэйфанчин и (или) Санчин. В том какой смысл заложен в ката группы Пинан, мы и попытаемся разобраться в этой статье.
Сначала, небольшое отступление.
Этим материалом я хочу поздравить с Днем Рождения своего сэнсэя Богатенкова Владимира Васильевича. Именно он в личных беседах и на тренировках передал мне то понимание ката группы Пинан, которым я хочу поделиться. Владимир Васильевич много лет преподает в ГЦОЛИФКе, и я уверен, что многие тренеры по карате (независимо от стиля), получившие высшее физкультурное образование, вспоминают его с большой благодарностью. Не смотря на то, что мой сэнсэй является противником спортивного карате, он оказал большое влияние на формирование таких разных спортсменов, выступавших по разным правилам и в разных дисциплинах, как: Макс Дедик, Глеб Вореводин, Вениамин Гармаев и многих других.
C Днем Рождения, сэнсэй! Вам слово!
Далее я постараюсь по памяти передать смысл наших бесед и тренировок, касающихся ката группы Пинан. Сразу скажу, что это ЕДИНСТВЕННОЕ понимание, которое меня устраивает. Прошло много лет, и возможно, я что-то забыл или добавил от себя, но уверен, что я нигде не отступил от ГЕНЕРАЛЬНОЙ линии. Правда, это не отменяет того, что за прошедшие годы у сэнсэя могло появиться НОВОЕ понимание. Он никогда не напишет об этом, заинтересованные лица – ищите личной встречи!
Итак, очень коротко. Ката группы Пинан были созданы мастером Анко Итосу на основе ката Сюри-тэ Кушанку (Кусокун-дай, Канку-дай). Происходило это в тот момент, когда карате становилось массовым физкультурным явлением и появилась необходимость в обучении больших групп людей (в том числе детей). Таким образом понятно, что ката группы Пинан – это некоторое упрощение и облегчение первоначальной формы. Но, почему же тогда эти ката были включены в программу практически всех ведущих школ карате с некоторыми стилевыми особенностями исполнения?
Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать ката и бункай, т.к. практика ката без бункай, исключительно "по воздуху" смысла наверняка никакого не имеет.
Только одно предварительное замечание – не надо забывать, что ката таже не имеет никакого отношения к обучению спортивному поединку по тем или иным правилам.
В своем анализе я буду отталкиваться от ката Пинан в варианте Сито-рю (как это делал мой сэнэй), на том основании, что основатель Сито-рю Мабуни Кенва был учеником Анко Итосу (создателя Пинанов) и передал оргининальные ката и бункай Сюри-тэ с мнимальными изменениями.
Итак, Пинан Седан (Пинан первого уровня).
И тут нас ждет первая загадка. В старом Сюри-тэ (сечас представленном в различных версиях Серин-рю), в Сито-рю и в Вадо-рю под этим номером подразумевается вот это ката. На этом видео первым идет вариант окинавского Серин-рю, вторым Сито-рю.
В Сетокан и Кекусинкай это ката идет вторым. Дело в том, что К. Мабуни не менял нумерацию ката, зафиксированную А. Итосу. Хиронори Оцука (Вадо-рю) изучал ката у К. Мабуни и тоже оставил старый порядок нумерации. В японском Сетокане изменилась не только техника и название с Пинан на Хэйан, но и нумерация ката. В Кеуксинкай ката группы Пинан пришли из Сетокана уже в измененной последовательности.
Если обратиться к бункаю Пинан Седан, то на мой взгляд можно сказать, что вот эти два элемента являются ключевыми для его понимания.
Здесь мы видим бойца, который умеет (или учится) защищаться и контратаковать равнозначно двумя руками. "Двурукий" боец – вот основная идея Пинан Седан. Видимо, для А. Итосу было важно сразу показать ученикам, что защищаться и контратаковать нужно учиться двумя руками.
В Пинан Нидан (Пинан соно ичи в Кекусинкай и Хэйан Седан в Сетокан ) мы видим "однорукого", более примитивного бойца. Он умеет (или учиться) защищаться передней рукой, а контраковать задней. В Кекусинкай и Сетокан это ката стоит первым, видимо в этих стилях решили учить последовательно от простого к сложному, от "однорукого бойца" к "двурукому". Но и здесь, в четырех бункаях заложена идея о том, что атака и контрата может быть разной по скорости, о том, что встречной контратакой можно остановить развивающуюся атаку. О том, как это зафиксировано в Бункай, предлагаю подумать читателям самими.
В Пинан Сандан мы видем бойца который свободно двигается. Смотрите сколько поворотов совершает исполняющие ката. Такой боец уже может использовать вращения для освобождения от захватов. Плюс, мы видем бойца, который умеет защищаться и контратаковать одной и той же рукой. Этой теме (защта и контрататка одной и той же рукой) были посвящены целые разделы в старых книгах М. Оямы.
Мне кажется, что вот эти бункаи являются ключевыми для понимания Пинан Сандан.
В Пинан Ендан мы, без сомнения, видим бойца, который умеет (или учиться) переходить от защиты к захвату и броску. Вот эти бункаи, на мой взгляд, являются определяющими.
Пинани Годан. "Го" – цифра пять, также "Го" – это СИЛА, например в Годзю-рю, хотя и записывается в данном случае, наверняка, другим иероглифом. Боец в Пинане Годан демонстрирует превосходство в силе, и реакции, т.к. он может позволить себе защищаться от одного удара двумя руками (дзюдзи-уке или коса-уке), а такая защита, как известно, черевата последствиями. С одной стороны такой боец демонстрирует силу блока, усливая движение второй рукой, с другой стороны, для такой реакции нужно превосходить нападающего по всем параметрам. Вот эти бункаи, на мой взгляд, являются определяющими.
Таким образом, проанализировав смысл ката групы Пинан, мы видим достаточно полную картину роста мастерства:
- Пинан Седан – "двурукий" боец;
- Пинан Нидан – "однорукий" боец;
- Пинан Сандан – "вращающийся" боец;
- Пинан Ендан – "захватывающий" боец;
- Пинан Годан – сильный, быстрый и опытный боец.
Наверняка, такая трактовка смысла ката группы Пинан имеет право на жизнь. Но, важно также и то, что каждый Пинан подразумевает комплексный метод отработки техники и идей, заложенных в конкретном ката, а это уже немного другая история. Не буду здесь писать об этом, так как будет слишкомногобукв.
P.S. Возможно, мы сами наделяем ката каким-то своим смыслом и пониманием, возможно, мы по-своему разгадываем загадки, заданные нам мастерами-основателями. Возможно, все проще, а может быть - гораздо сложнее... Боевые искусства – эта такая область знания и практики, где многое зависит от веры.
В этой связи приведу здесь, на мой взгляд, крайне интересное видео с трактовкой бункаев ката Пинан (и других ката) в исполнении Александра Востросаблина (5 дан Сито-рю Мабуни-ха, обладатель степени Тенгусе-оку синкагэ-рю хейхо).