Кекушин и Сито-рю или Каратэ на Занзибаре пять лет спустя
Сколько же всего произошло за пять лет, прошедших после семинаров Макса на Занзибаре! Изменился Мир, изменились мы, изменились наши тренировки... А занзибарское каратэ, кажется, существует без изменений. Наверное, это кажущая стабильность. Перемены, конечно, происходят. Например, закрылся «Мландеге Холл» - неплохо оборудованный зал для занятий боевыми искусствами, где проходил семинар Макса. Почему закрылся? Скорее всего по тем же причинам по которым часто закрываются залы в России - не окупаются.
С другой стороны, на семинарах Вениамина мы встречали тех, кто уже был на семинаре у Макса. Люди продолжают заниматься! Были, конечно, и новые участники. Но появление большого черного мужчины в невероятных разноцветных пиратских штанах (руководителя группы загадочного и страшного Комбат каратэ) вселило надежду на то, что в мире есть хоть какая-то стабильность.
В прошлый раз этот харизматичный лидер поразил всех, демонстрируя что-то вроде бункая, не снимая больших «золотых» часов с запястья. После каждого приема, браслет расстегивался, и их обладателю приходилось с очень важным видом каждый раз приводить его в порядок.
На Занзибаре у Макса был только один семинар (остальные в Танзании). С Вениамином у нас была другая программа. Один день был посвящен показательным выступлениям, два дня семинарам на острове Унгуджа (главный остров архипелага Занзибар) и один семинар на острове Пемба.
Семинар на Пембе - поистине удивительное мероприятие. Уверен, что это был первый визит мастера подобного уровня на этот затерянный в Индийском океане остров. В Министерстве спорта Занзибара нас предупредили, что население Пембы настолько бедное, что многие желающие посетить семинар просто не смогут доехать из отдаленных деревень острова, т.к. для них дорого платить за местную маршрутку.
Семинары Макса и Вениамина оказались абсолютно разными. Настолько разными, насколько отличаются друг от друга кекушин и сито-рю. Но, возможно, это различия только кажущиеся. Ведь оба стиля являются наследниками и развитием окинавских Сюри-тэ и Наха-тэ. Об этом я пытался рассказать на давнишнем совместном семинаре Макса и Вени «Кихон - культура каратэ». Думаю, мои слова тогда звучали не слишком убедительно.
В этой статье я постараюсь развить свою мысль, а потом расскажу зачем вообще мы все это делаем (в следующих статьях).
Позволю себе привести тут простенькую схему, демонстрирующую историю возникновения основных стилей каратэ.
Конечно, любая схема - это упрощение. Но, из приведенного выше видно, что Ояма и Мабуни развивали идеи Сюри-тэ и Наха-тэ, при этом сами мастера-основатели принадлежали к разным поколениям и учились у разных мастеров.
Кэнва Мабуни фактически получил прямую передачу от ведущих мастеров своего времени - Итосу (сюри-тэ) и Хигаонна (наха-тэ). Кроме того, Мабуни около 10 лет работал в полиции и по долгу службы много ездил по стране, что позволяло ему встречаться с разными мастерами каратэ и знакомится с особенностями их техники. Также Мабуни занимался кобудо, дзюдо и кэндо.
Ояма занимался Сётокан у Гиго Фунакоси (сына Гичина Фунакоси) и Годзю-рю у Гогена Ямагучи. Известно, что Гиго Фунакоси внес серьезные изменения в стиль, унаследованный им от отца. Достаточно посмотреть на старые фотографии и сразу становится понятно, что стиль Фунакоси-отца был не чем иным, как старым добрым серин-рю.
Гиго начал процесс преобразования этого стиля в современный сетокан. Именно в этот период у него занимался молодой Ояма.
Гоген Ямагучи был учеником Тэдзюна Мияги (Наха-тэ). Судя по всему Ямагучи был таинственной личностью и сам мифологизировал свою биографию не хуже, чем Ояма. Считается, что Ямагучи в течение двух или трех лет жил на Окинаве и учился у Мияги. Известно, что Мияги в свою очередь вносил изменения и дополнения в систему Наха-тэ.
Кэнва Мабуни принадлежал к древнему окинавскому роду буси (воинов), учился у известных мастеров своего времени, наследовал их традиции и не считал возможным или нужным что-то в них менять. В названии своей школы он зашифровал имена двух своих главных учителей. Сито-рю - школа Итосу и Хигаонна.
Ояма был эмигрантом из Кореи, занимался у учителей-революционеров, по своей сути, и у Оямы фактически не было другого выбора, кроме как совершить свою собственную революцию в каратэ.
В традиционном (если можно так сказать) Кекушине, в качестве основных методов начальной подготовки используется идо-кихон (выполнение техники в движении в разных стойках), что является наследием в основном Сетокана, а главными ката Ояма считал Санчин и Тэнсе, а это уже Годзю-рю (читай Наха-тэ).
Ката Кекушинкай - это сильно модифицированные ката Сетокан-рю и Годзю-рю. Такая причудливая смесь получилась. Интересно, что часто она проявляется даже в деталях. Например, стойка называемая в Кекушине киба-дачи, на деле часто выглядит, как нечто среднее между киба-дачи, характерной для Сетокан-рю и сико-дачи, характерной для Годзю-рю (об этой стойке мы еще поговорим в отдельной статье).
В свой системе Мабуни собрал все ката Сюри-тэ (читай ката Серин-рю, сейчас представленные в Сетокане) и все ката Наха-тэ, сейчас представленные в Годзю-рю. Кроме того, в Сито-рю изучаются ката и других мастеров, у которых учился Мабуни.
А. Горбылев в своем исследовании, посвященном ката Нэйфанчин (Тэкки) предположил, что объединение Сюри-тэ и Наха-тэ в школе Сито-рю Мабуни надо понимать, как воссоздание изначальной китайской системы (Додзе №15 1/2003).
В настоящее время школа Сито-рю включает в себя более 50 ката!
В Сито-рю принято считать, что Мабуни Кэнва передал ката без изменений. Вот это интересный вопрос. Дело в том, что школа Сито-рю после смерти Мабуни развивалась разными его учениками и сейчас существует во множестве вариантов.
Думаю, что стандарт кихон и ката, принятый в наиболее массовой современной организации Сито-рю (WSKF), это во многом заслуга ученика Мабуни Кэнва, обладателя 10-ого дана Мандзо Ивата.
Посмотрев, приведенное ниже видео, читатели легко могут сравнить исполнение ката Пинан в основных стилях каратэ.
Интересно, что в Серин-рю, Сито-рю и Вадо-рю это ката называется Пинан Сёдан (первого уровня), а в Сетокан и Кекушинкай - Пинан Нидан. И это понятно, т.к. Ояма учился у Гиго Фунакоси, который и вносил изменения в ката, а Хиронори Оцука (основатель Вадо-рю) учился у Фунакоси старшего и Пинаны Вадо-рю в целом ближе к Серин-рю и Сито-рю соответственно, чем к современному Сетокану.
Я лично считаю, что стиль Сито-рю интересен именно своими ката, доведенными до совершенства и, конечно, бункаем. Не случайно, некоторые мастера Кекушина обращаются за разъяснением смысла ката к известным авторитетам Сито-рю (смотрите об этом статьи в старых выпусках журнала «Додзе» времен А. Горбылева. К сожалению, находясь в Африке, я не могу дать более точных данных.)
Есть ли во всем этом смысл?! Или в современном мире, когда есть современные методы подготовки, все это представляет только исторический интерес и нужно для того, чтобы японские учителя зарабатывали деньги, проводя бесконечные семинары по тонкостям ката и бункай? Ну и для того, чтобы было к чему придираться на экзаменах?
Семинары Макса и Вениамина на Занзибаре - это очередное и очень странное пересечение Кекушина и Сито-рю, лично мне помогли ответить на эти вопросы. Сейчас я могу смело повторить вслед за героями М. Булгакова из романа «Мастер и Маргарита»: «Вопросы крови, королева, самые сложные вопросы в мире!».
«Вопросы крови» (читай вопросы происхождения) еще и самые интересные вопросы в мире! И еще... «...как причудливо тасуется колода...» Кекусин-рю и Сито-рю, Ояма и Мабуни и наши семинары на Занзибаре... все это очень странно... и очень интересно...
Ответить на поставленные вопросы я постараюсь в следующих статьях.