Африканская магия и бесконтактный бой

Воин Масаи

Возомнив себя героем продолжения фильма "Танцы с волками" и рассказывая о жизни и тренировках на границе, легко потерять чувство реальности. Но вот, пару дней у нас гостили известные российские антропологи. Они действительно живут на границе двух или даже большего количества миров, много лет изучая традиционные общества, сохранившиеся в Танзании.

Какое отношение все это имеет к практике боевых искусств? В конечном итоге боевые искусства - это путь самопознания, а представители традиционных обществ явно знают о себе и окружающем мире что-то, что мы давно позабыли.

Далее, как в школьном изложении, постараюсь максимально близко к тексту пересказать несколько историй, услышанных от российских профессоров антропологии, сидя за рюмкой чая на берегу Индийского океана.

История первая.

"Много лет мы выезжали в племена масаев, датогов (традиционные скотоводы) и хадза (охотники и собиратели) и жили в течении нескольких месяцев в естественных условиях, практически так же, как сейчас живут представители этих племен.

За время наших исследований сложилась довольно полная картина жизни в этих традиционных обществах. Для полноты охвата нам не хватало исследований племен традиционных земледельцев. К сожалению, именно земледельцев в большей степени изменил контакт с современной цивилизацией. В этот раз нам удалось наладить контакт и с ними.

Мы жили на территории католического прихода, так как наши земледельцы давно стали истинными католиками. Небольшой фрагмент диалога с представителем племени, служащим в католической церкви

- А ты знаешь, что тут недалеко в лесу есть место, где люди-оборотни превращаются в гиен?

- ???

- Да, все местные это знают. Очень нехорошее место. Просто хочу предупредить тебя, что не надо туда ходить.

- Послушай, ты за кого меня принимаешь? Мы же хорошо знаем друг друга. Я ученый, ты образованный человек, работаешь в католической церкви...

- Да нет, просто ты не хочешь меня услышать... А я хочу предупредить тебя. Понимаешь, я сам все видел однажды ночью, когда оказался рядом с этим местом. Гиена превращалась в человека, тело уже было человеческое, а голова и когти, как у гиены.

- ?!

- Или вот еще, тут недалеко живет одна ведьма. Представляешь, я ехал по тропинке на велосипеде и увидел впереди идущую женщину, а за ней бежит лиса. Потом лиса спрыгнула с дороги в кусты и через некоторое время уже спокойно бежала впреди этой женщины. Это верный признак того, что она ведьма. В старые времена, когда в стране были немцы, люди сдавали им таких ведьм, и их вешали на дереве...."

 

История вторая.

"В племенах масаев до сих пор лечение осуществляют в основном колдуны или шаманы. Старшие с детства определяют тех, кто станет колдуном. Дело в том, что колдуны не должны иметь детей и проходят специальное обучение. Когда к колдуну приходит пациент, он выслушивает его, потом ложиться спать и ночью во сне к нему приходит метод лечения. В большинстве случаев лечение оказывается успешным. 

Мы много лет наблюдали одну девочку, которая должна была стать знахаркой или шаманкой. В детстве с ней произошел такой случай. Она вышла за ограду бомы (традиционной деревни) и пропала. То есть люди видели, что она вышла... видели, ее стоящую за оградой... потом отвлеклись или еще что-то... но она пропала.

Ее специально искали, не обнаружили никаких следов и решили, что ее съели звери...

Через пять дней она появилась на том же месте около ограды. Она ничего не могла вспомнить и объяснить. В племени хотели чтобы она стала целительницей. Но она категорически не хотела. Она вышла замуж, у нее появились трое детей. При этом она очень часто болела. Ей не могли помочь местные лекари, ее много раз возили в госпиталь, она теряла сознание, но врачи не могли ничего сделать.

Наконец, она приняла решение стать шаманкой, начала принимать пациентов и все ее проблемы со здоровьем исчезли".

Выслушав эти, так скажем, неоднозначные истории, мне конечно захотелось спросить про африканские маски. Масок тут продается очень много, а информации о них очень мало. Сами продавцы часто не могут сказать ничего вразумительного. Примерно вот такой получился разговор:

- Тут продается огромное количество масок. Туристы, в большинстве своем боятся их покупать, расскажите пожалуйста что-то про маски?

- У нас дома в Москве есть неплохая коллекция африканских масок, и мы их не боимся. Дело в том, что большинство продающихся масок это, так называемые туристические маски, т.е. маски сделанные по мотивам национальных видов резьбы, но уже не имеющие никакого отношения ни к чему кроме туристов... Есть маски - копии настоящих, они часто специально застарены... Но вот встретить маску действительно сделанную для каких-то ритуальных целей не так-то и просто. Эти все маски абсолютно безопасны. Но вот маски, которые действительно надевали, которые использовались в ритуалах - заряженные маски... тут разное может быть...

Пришло время и мне рассказать одну занимательную историю. Некоторое время я занимался у известного в мире каратэ WKF тренера - Андрея Юрьевича. (А.Ю. читает superkarate.ru, так что поправит, если что). Как настоящий спортсмен Андрей Юрьевич абсолютный реалист, чуждый всяких сказок и выдумок, и я ему абсолютно доверяю.

В свое время он рассказал мне такую историю:

"Каратэ проникало в СССР самыми разными путями. Один из них - через иностранных студентов. Конечно, больше всего иностранцев было В РУДНе. Я в то время, а это была середина семидесятых, тоже активно тренировался, не упуская возможности позаниматься с теми, кто что-то знает.

И вот, мне рассказали, что в РУДНе появился один страшный чернокожий мастер каратэ. Он побеждает противников одним взглядом! Я, конечно, поехал посмотреть, познакомиться и потренироваться. В зале я стал свидетелем нескольких боев этого мастера с нашими ребятами. Противники начинали движение друг напротив друга, и в какой-то момент черный мастер делал неуловимое движение головой и глазами и его оппонент падал, теряя равновесие.

Я тоже решил поучаствовать в таком бою. Дело в том, что уже тогда у меня было очень плохое зрение (врачи даже запрещали мне тренировки) и я почти всегда тренировался в очках. Но тут, кумитэ таило в себе всякие неожиданности, и я снял очки. Я нечетко видел выражения лица и глаз моего соперника, наверное по этому не смог уловить сигналы, которые он мне старательно посылал, зато точно видел черное тело под белым доги. Подвигавшись немного, в нужный момент я нанес гяку-цуки и уложил черного мастера на пол. После этого случая мой интерес к бесконтактному бою поугас."

(на фото в очках А.Ю. 70-ые...)

P.S. Я намеренно не называю имен наших антропологов, так как они занимаются серьезной наукой. А в науке, если к тебе в руки попадают интересные факты, необходимо все детали происходящего указывать максимально точно. У меня нет такой возможности, я пересказывал услышанное по памяти.

Также, я не называю фамилию Андрея Юрьевича, он сам, если захочет, сделает это в комментариях. И я просто не помню, какие цифры близорукости-дальнозоркости у него по зрению. Все остальное - чистая правда, источникам можно доверять. В оформлении использована замечательная фотография "Пророк" Николая Зиновьева.